Трудно представить себе памятник без изображений и надписей. Как минимум, на надгробии указывают имя покойного с датами его рождения и смерти. Но вариантов оформления памятников символическими и художественными изображениями, конечно, существует гораздо больше. Как и способов нанести изображение на памятник.


Нанесение ручной гравировки на памятник

Способы нанесения изображений


Гравировка

Один из самых известных и часто используемых способов — это гравировка. Гравировка бывает ручной и компьютерной. Первый способ подходит для памятников из натурального камня — например, гранита или мрамора. В этом случае изображение или надпись вырезаются или выбиваются на каменной плите простым механическим способом. Точнее, он только кажется простым. На самом деле для выполнения ручной гравировки по камню твёрдых пород требуется достаточно большой опыт и умение. Поэтому такой способ гравировки дороже. Зато именно ручная гравировка держится на камне дольше всего. В случае с гранитом или мрамором срок службы надписи, выполненной вручную, фактически совпадает со сроком службы самого надгробия — то есть исчисляется десятилетиями и даже столетиями.

Компьютерная гравировка может быть выполнена несколькими методами. Объединяет их то, что на поверхность переносится цифровое изображение. Один из распространённых вариантов — гравировка пескоструйным аппаратом. Второй, не менее популярный способ — лазерная гравировка. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Пескоструйный способ даёт достаточно глубокую вырубку, что положительно сказывается на долговечности надписи, но не позволяет создавать фотографии и сложные изображения. Лазером можно выполнить любое изображение на памятнике, но оно врезается в поверхность не так глубоко и с течением лет может затереться. Оба способа хороши для своих целей, и нанесённое с их помощью изображение будет долго оставаться различимым — хоть и не столько, как ручная гравюра.

Фотокерамика

Фотокерамика, или фото на эмали, — это способ нанесения изображений, при котором фотография (или надпись) отпечатывается на пластине из фарфора или эмалированного металла. Печать производится на принтере, схожем с обычными принтерами для бумаги, а затем заготовку обжигают в специальной печи. Под действием жара изображение как бы «впекается» в пластину. Второй способ создания фото на керамике — это печать сперва на бумажной деколи лазерным принтером, а затем перевод изображения на заготовку на термопрессе с последующим обжигом. Такой вариант будет чуть дороже, зато даст более качественную картинку.
Фотокерамика и фото на эмали хороши тем, что позволяют размещать на памятнике цветные фотографии и картинки. Предварительно их можно как угодно обрабатывать и ретушировать на компьютере, добавлять и убирать детали, реставрировать старые фото или раскрашивать чёрно-белые. Затем готовую керамическую или металлическую табличку можно закрепить на надгробии с помощью болтов или жидких гвоздей. Этот способ нанесения изображения на памятник экономичен и скор, но срок службы фотокерамики не столь велик. Скорее всего, через 50 лет керамическая или эмалированная табличка уже будут выглядеть совсем не так, как сразу после изготовления.



Фотокерамика на памятнике

Фото для памятника

Фотография для размещения на памятнике должна быть подобрана заранее и соответствовать определённым требованиям в зависимости от того, каким способом будет наноситься изображение. Одно из общих пожеланий — это светлый и однотонный фон. Хотя, если вы заказываете услуги по предварительной обработке фото, и это не обязательно. Для лазерной гравировки фотография должна быть достаточно чёткой, в хорошем разрешении и достаточно большого размера, желательно резкой и контрастной. Для фотокерамики требований гораздо меньше, но и здесь лучше выбрать фото максимально хорошего качества.

В том, что касается самого изображения, вы можете руководствоваться только собственными предпочтениями. Никакие нормативы не диктуют, какое фото размещать на памятнике. В отличие от надписи: на надгробии обязательно должна быть размещена достоверная информация о захороненном человеке (имя и фамилия). В остальном родные и близкие покойного ничем не ограничены, выбирая надпись или изображение для памятника. Хотя, конечно, лучше знать хотя бы самые базовые принципы и правила относительно ритуальной графики и символики.



Надгробная плита Бадди Холли — американского певца

 

Сакральная спираль на памятнике

Ритуальная графика и символика

Наиболее традиционны для изображения на памятниках религиозные символы и сюжеты. Для России это кресты, свечи, иконы. Также часто на памятниках помещают знаки скорби, не связанные с религией, — изображения урн, лавровых ветвей, траурных лент. Однако в последнее время сюжеты для ритуальной графики становятся всё разнообразнее. Так, многие хотят поместить на памятнике изображение цветка, птицы или целый пейзаж. Эти сюжеты показывают связь человека с природой, и возвращение к ней после смерти и часто выбирают для нерелигиозных людей.

Другая традиция связана с изображением на памятнике предметов или символов, связанных с тем, чем умерший занимался при жизни. Это более типично для памятников военным, заслуженным деятелям науки, культуры, искусства и т. п. Но символы профессиональной принадлежности вполне уместны на надгробии любого усопшего, при жизни отдававшего много сил своему делу и добившемуся в нём успеха. Также популярным в последнее время становится изображать на надгробиях предметы, связанные с увлечениями и интересами покойного.

Символические изображения на памятниках характерны тем, что помещаются на памятник не для красоты, а чтобы передать какие-то сведения об умершем. Обычно такие изображения не столько художественны, сколько узнаваемы. Чаще всего это распространённые символы скорби по покойному и любви к нему (сердце, лавр, свеча, букет, драпировка), религиозные знаки (крест, ангел, полумесяц, звезда Давида), более редкие сакральные изображения (спирали, «инь и ян», анхи) или знаки отличия для военных, моряков, служащих специальных подразделений и т. д.

Наконец, одной из самых новых тенденций в ритуальной графике становится размещение на надгробии QR-кода. Это квадратная пиктограмма, которую можно сканировать фотокамерой смартфона или планшетника для того, чтобы сразу же перейти на страницу, посвящённую покойному. Эта практика пришла к нам из технологически развитых стран Азии. Смысл её в том, чтобы сохранить и иметь возможность прочитать и увидеть гораздо больше информации об усопшем, чем поместится на надгробии. Страница памяти в таком случае становится онлайновым продолжением офлайнового надгробия. Но, естественно, для создания и поддержания такого веб-сайта, пусть и небольшого, нужно приложить некоторые усилия.